Информационная безопасность сетей
Проблема защиты информации чрезвычайно сложна и многогранна. Это самостоятельное направление в компьютерной индустрии, требующее специальных знаний. Остановимся на наиболее общих вопросах этой проблемы.
Под защитой информации в широком смысле понимают наличие совокупности методов и средств, обеспечивающих целостность, конфиденциальность, достоверность и доступность информации в условиях воздействия на нее угроз естественного или искусственного характера.
Рассмотрим эту проблему с точки зрения информационной безопасности компьютеров пользователей сети, выделив основные направления:
- организационные меры;
- антивирусные программы;
- защита от нежелательной корреспонденции;
- персональные сетевые фильтры.
Организационные меры информационной безопасности
Пользователи персонального компьютера лишены возможности приобретения средств защиты информации, доступных для крупных и даже малых компаний. Даже не очень дорогой межсетевой экран, система обнаружения атак или система анализа защищенности стоят несколько сотен долларов. Несмотря на это, любой пользователь может обеспечить защиту информации на своем компьютере, выполняя следующие действия:
- резервное копирование файлов на внешние носители информации или в облачные хранилища данных;
- проверка с помощью антивирусных программ всех внешних носителей, а также файлов, полученных по электронной почте или из Интернета, перед их использованием или запуском;
- использование и регулярное обновление антивирусных программ и антивирусных баз.
Защита информации с помощью антивирусных программ
Популярное английское компьютерное издание PC Utilites провело в 2003 году один из самых масштабных сравнительных тестов антивирусных программ из всех, имевших место в истории мировой IT-индустрии.
Оценка характеристик антивирусных продуктов производилась исходя из эффективности нейтрализации обширной коллекции вирусов, отобранных по критерию разрушительности. По итогам сравнительных испытаний журнала "PC Utilites", Антивирус Касперского со значительным отрывом опередил подавляющее большинство конкурирующих продуктов по всем функциональным показателям и стал признанной доминирующей технологией защиты от вредоносных программ на международном рынке.
В конце 2003 года лаборатория Касперского представила Rapid Virus Responce — новую технологию обновления Антивируса Касперского, существенно повышающую уровень защиты от новых вирусных эпидемий. Благодаря этому пользователи могут автоматически загружать через Интернет и подключать свежие обновления антивирусной базы данных каждые три часа.
Это обеспечивает оперативную реакцию на новые вирусные эпидемии, носящие глобальный характер.
Защита от нежелательной корреспонденции
Многие из тех, кто пользуются электронной почтой сталкиваются с нежелательной корреспонденцией, в основном рекламного характера. Это спам.
В 2003 году компания "Яндекс" запустила в тестовом режиме сервис защиты от нежелательной корреспонденции — "Спамооборона". Крупнейший российский портал, который предоставляет и почтовые услуги, всегда серьезно относился к проблеме спама.
Тестовая версия "Спамообороны" защищает не только адреса "Яндекс.Почта", но и любые другие. Сервис организован так. Зарегистрировавшись, пользователь получает уникальный почтовый адрес на почтовом сервере Яндекса: логин@50.yandex.ru. Почта, поступающая на этот адрес, фильтруется с помощью специальных правил, отделяющих спам от нормальных сообщений. После этого нормальные сообщения автоматически пересылаются на ваш основной почтовый адрес, а отфильтрованные оставляются на промежуточном адресе с пометкой "Спам".
Фильтр обладает продуманными настройками, а регистрация удобна, так как ваш профиль действителен для всех сервисов, которые предоставляет Яндекс.
Многие почтовые службы, в том числе и бесплатная почтовая служба Mail.ru, осуществляют автоматическую фильтрацию подозрительных сообщений и предупреждают об этом пользователей.
Метки: безопасность; сети